wigs for women wig types hair extensions for short hair headband wigs human hair wigs wig types sepia wigs wigs for black women forever young wigs synthetic hair lace wigs wig store human hair falls sherri shepherd wigs lace front wigs best wigs wigs for black women raquel welch wigs lace front wigs human hair wigs wigs for black women wigs for women cheap wigs lace front wigs human hair wigs hairpieces for women
Академия детства - Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В век глобализации современных информационных технологий отмечается рост числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, не заинтересованы в контакте с ними, менее отзывчивы к чувствам других, проявляют негативизм, не умеют ориентироваться в ситуации межличностного общения.

Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты является важным показателем развития личности ребенка.

Агрессия как форма поведения встречается в раннем детстве у значительного числа детей и является отражением слабой социализации личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков.

С усвоением ребенком правил и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения (когда ребенок стоит перед выбором – действовать «в пользу другого» или «в свою пользу»). И только у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.

Особенно актуально решение проблемы агрессии в дошкольном возрасте, поскольку в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, и использование профилактических и коррекционных мер является наиболее эффективной мерой в предупреждении и исправлении отклонений в поведении.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.)

Необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность».

Под агрессией понимают индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба другому человеку или группе людей.

Агрессивность может быть определена как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, озлобленность, недоброжелательность, склонность к соперничеству.

По мере развития системы отношений, в которую включается подрастающий ребенок, в результате социализации дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Это приводит к трансформации агрессивных проявлений, переходу от более примитивных и преимущественно физических действий к вербальной (речевой), символической, косвенной агрессии.

Агрессивные действия ребенка могут носить ситуативный, избирательный характер и не относиться к отклонениям формирования личности. Основная функция агрессивности в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.

Причины и факторы – влияющие на проявление агрессии у детей:

  1. Наследственно – характерологические факторы: психоподобное, эпилептоидное поведение родителей.
  2. Биологические факторы: биохимические, гормональные механизмы.
  3. Некоторые соматические заболевания, органические поражения головного мозга.
  4. Влияние социального окружения: семьи (модели поведения, стиль отношений), средства массовой информации;
  5. Длительные эмоционально негативные состояния;
  6. Ситуационные факторы: ответная агрессия, введение жестких ограничений, новые незнакомые условия.

Условия жизни ребенка, закрепляющие у него агрессивные установки и способы реагирования, негативно сказываются на развитии системы его взаимоотношений.

 Коррекционно – развивающая работа с детьми.

Цель – снизить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

- Развитие позитивной самооценки.

- Формирование позитивных навыков общения, конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях.

Занятия проводится с подгруппой детей 1 раз в неделю, по 20-25 минут.

Основные направления работы.

  1. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других детей, развитие эмпатии.

ü  Работа с пиктограммами, отражающими различные эмоциональные состояния.

ü  Пластические изображение эмоций.

ü  Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния.

ü  Рисование эмоций.

ü  Разыгрывание этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния.

ü  Методика незаконченных предложений.

ü  Формирование понимания собеседника по выражению лица, положению тела, проявлениям эмоций.

  1. Формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях.

ü   Ролевые игры, отражающие конфликтные ситуации.

ü   Использование игр с элементами соперничества.

ü   Использование игр, направленных на сотрудничество.

ü   Разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в игре.

ü   Формирование у детей понятий о нормах дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В процессе работы отмечено, что эффективным и организующим средством воздействия, способствующим установлению и развитию межличностных отношений детей, позитивному влиянию на их эмоциональное состояние в общении со сверстниками, является музыка, которая оказывает на развитие:

ü  Легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

ü  Сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

ü  Позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе.

Музыка нормализует эмоциональное состояние ребенка, снижает страхи, двигательные и речевые расстройства. С музыкальным сопровождением во время занятия – устраняется повышенная застенчивость, формируются выдержка и самоконтроль.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех блоков.

  1. Восприятие музыки.

Цель – учить детей слушать и понимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и выражать их на вербальном уровне, мимикой и пластичными движениями.

  1. Психогимнастика

Цели – формировать у детей различные психические функции (внимание, память); развивать умение выражать различные эмоциональные состояния, обучать элементам расслабления.

  1. Коммуникативные игры

Цели – вырабатывать у детей навыки адекватного и равноправного общения с партнером; развивать групповую сплоченность, навыки самоконтроля.

  1. Снижение психоэмоционального напряжения.

Цели - способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению; обучение приемам саморасслабления.

Каждый блок является логически связанным с другим, но в то же время самостоятельным, что позволяет использовать эти блоки как комплексно, так и по одному.

Работа с воспитателями.

Отношения ребенка с детьми во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой.

Цели: информировать об индивидуально – психологических особенностях агрессивного ребенка; выработать эффективные методы и приемы конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми в условиях ДОУ.

Работа с родителями.

Цель – повышение психологической грамотности родителей, обучение их эффективным способам общения с детьми.

  1. Консультации для родителей:

- «Детская агрессивность и ее причины»

- «Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей».

2. Диспут «Установление границ дозволенного»

   Цель – выделить основные проблемы взаимодействия родителей с детьми 5-7 лет, обобщить опыт родителей.

  1. Совместная практическая работа по оптимизации детско – родительских отношений

           Цель – способствовать установлению и развитию сотрудничества родителя и ребенка.

           Задачи:

           - улучшение понимания родителями собственного ребенка, его переживаний, особенностей и закономерностей развития;

           - отработка навыков конструктивного и позитивного взаимодействия с детьми через игру.

       4. Индивидуальные консультации.