wigs for women wig types hair extensions for short hair headband wigs human hair wigs wig types sepia wigs wigs for black women forever young wigs synthetic hair lace wigs wig store human hair falls sherri shepherd wigs lace front wigs best wigs wigs for black women raquel welch wigs lace front wigs human hair wigs wigs for black women wigs for women cheap wigs lace front wigs human hair wigs hairpieces for women
Академия детства - Формирование у старших дошкольников позитивной мотивации к обучению через сказкотерапию

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

    Готовность к школьному обучению у выпускников детского сада предполагает наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе. Эти факторы – наиболее важные для школьной успеваемости.

В качестве средства формирования мотивации к обучению выгодно использовать сказкотерапию по следующим причинам:

сказочные события ненавязчиво повествуют о школьной жизни с разных сторон, помогают находить позитивный смысл в происходящем;

механизм преобразующего воздействия метафоры основывается на идентификации ребенка с героем сказки, который испытывает школьные трудности, но в дальнейшем успешно преодолевает их;

сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих ожиданиях и переживаниях, что многие другие дети испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие, укрепляет уверенность в себе; ценность метафор заключается еще и в том, что они предлагают ребенку возможные способы решения школьных проблем и трудностей, указывают направление выхода из сложившейся ситуации.

Зная конкретный способ преодоления школьных неудач, ребенок чувствует себя сильным и уверенным.

   Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет добиться уникальных результатов в области психологии, развития и воспитания детей.

Целью - сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Существует и ряд задач:

1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

2. Стимулировать творческое самовыражение.

3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Существуют виды сказок:

*дидактические

*психокоррекционные

*медитативные

*психо-терапевтические

*художественные - народные и авторские

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе вашего ребенка!
Сказочного взросления!

Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.

Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.

На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».

Напротив, на занятиях сказкотерапией ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

Психолог или дефектолог берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.

     Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Именно сказка как эффективный метод поможет ребенку погрузиться в этот сложный школьный мир. Сформировать правильное представление о школе и исключить первые школьные страхи. На наш взгляд, сказкотерапия может помочь ребенку сформировать у себя правильный образ школьника и принять требования школы для создания в школе нормальной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитания уважения к личности и ее правам, развития культуры поведения и навыков общения.

Так, выдвигается вопрос о мотивации к обучению у дошкольников именно в детском саду. Изучение школьной мотивации у дошкольников важно не только в связи с ее влиянием на успешность учения, но и той ролью, которую она играет в структуре личности ребенка как компонент учебной деятельности – ведущей в этот возрастной период.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: 

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; 
  • умение ориентироваться на заданную систему требований; 
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. 

Фактически, это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе. 

     Мотивация обучения – осознание ребёнком важности обучения в школе, которому необходимо уделять большую часть времени. Если ребенок не заинтересован в занятиях, не понимает, зачем ему нужны те или иные знания, то вполне очевидно становится то, что ему не хочется тратить свое время и силы на их приобретение.

     Формирование мотивации – соподчинения мотивов, то есть возникновения у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные, импульсивные желания сознательно поставленным целям.

     Итак, актуальность темы заключается в том, что педагог - психолог и воспитатели нуждаются в средствах, которые позволяли бы повышать мотивацию дошкольников. На наш взгляд, одним из средств адаптации дошкольников к новым условиям социальной среды, а также формирования мотивации к учению может стать - сказкотерапия. 

Именно в подготовительной группе начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социализации. Известно, что школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Будет ли тяжелый период адаптации ребенка к новым, непонятным школьным условиям менее болезненным, во многом зависит от профессиональной и личностной зрелости родителей и педагогов, от их умения найти оптимальные средства содействия первокласснику. 

Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих дошкольникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений. Ведь многие дети с трепетом, волнением, тревогой переступают порог школы. С помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, то есть адаптироваться в социуме. Сказки помогают дошкольникам задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту, равнодушие и привязанность.

Порой у ребенка бывают проблемы или трудности, когда споры или порицание не только не помогают, а иногда дают и обратный эффект. В большинстве таких случаев помогут и любящие родители, взяв за основу формирования системы ценностей хорошую сказку, которая поможет малышу увидеть выход из ситуации. Можно придумать сказку самим и рассказать на ночь, а можно попросить малыша самому сочинить сказку на беспокоящую тему и красиво переделать окончание сказки, чтобы выйти победителем в проблеме.

Особенности организации сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

  • Дозированность информации при знакомстве со сказкой. Изначально возможно только прочтение сказки, рассматривание картинок, обсуждение поступков героев.
  • Уже после этого сказка, независимо от её вида, должна быть не просто прочитана, но и обыграна, то есть, инсценирована взрослым.
  • Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации.
  • Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям ребёнка.

После прочтения сказки и её инсценирования необходимо побудить ребёнка к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке.


  Скачать консультацию

 Уважаемые родители! Задать интересующие Вас вопросы, получить консультацию, обсудить данный материал Вы можете  зарегистрировавшись на форуме.